Скажите, вы могли бы стать донором?
Согласитесь, вы подумали об этом, только прочитав предыдущее предложение… И это нормально; как правило, к подобным размышлениями приводят личные переживания. Например, бывший президент Пакистана Асиф Али Зардари озвучил свое решение стать донором после смерти в память о трагически погибшей жене, «Черной Розе» Пакистана Беназир Бхутто.
Слова президента прозвучали в 2010 году в прямом эфире после того, как он подписал закон, регламентирующий ответственность за торговлю органами и их незаконную пересадку. Зардари сказал, что всегда восхищался философией своей жены, которая жила для других. Ее смерть (Беназир Бхутто погибла в результате покушения исламиста-смертника) тоже была во имя людей, во имя идеи. Поэтому он не может не последовать ее заветам и тоже мечтает кому-то помочь.
Пакистан считается Меккой трансплантационного туризма; больше по этому поводу ездят только в Китай. За чертой бедности в стране более 60% населения, а в попытках заработать люди идут на все…
Средняя стоимость донорской почки на местном черном рынке — 40 000 долларов; эта сумма привлекает до 2 000 иностранных покупателей в год. Среди них как реципиенты, так и перекупщики. Доноры получают не более 5% от этой суммы.
Закон вывел теневой трансплантационный туризм на свет: игроки черного рынка органов получают 10-летний тюремный срок. Кроме того, были четко прописаны и ужесточены нормы контроля за медучреждениями, проводящими пересадки, со стороны властей, органов правопорядка и профильных экспертных советов. Президент также обязал парламент и медицинское сообщество организовать информационную кампанию по разъяснению нового законодательства среди населения.
Закон действует уже 5 лет, но подковерные игры в жизнь и смерть все еще продолжаются. Как говорится, деньги, даже заработанные на чьем-то здоровье, не пахнут.